Программа повышения квалификации
Доказательный подход: от практиков практикам
Tilda Publishing

Концепция программы: познакомить слушателей с методологией и современными методами доказательного подхода, а также практикой их применения в академических и прикладных исследованиях в российском контексте. Обучение будет построено на примерах конкретных исследовательских и управленческих кейсов с использованием доказательного подхода.

Кому может быть интересна программа?
  • Преподавателям университетов
    Если вы читаете курсы по экономике, социологии, политологии и государственному муниципальному управлению, и хотите включить в него современные концепции и методы доказательного подхода, то сможете обогатить свой курс примерами и новыми идеями
  • Исследователям вне зависимости от институциональной аффилиации
    Если вы занимаетесь академическими и/или прикладными исследованиями, реализуете проект с использованием методологии и методов доказательной политики или пока только планируете подавать заявку на грант, то сможете проработать отдельные аспекты проекта или улучшить свою заявку
  • Сотрудникам НКО
    Если вы представитель НКО, и хотите верно оценить эффекты от Вашего проекта, то участие в программе позволит узнать о спектре подходов к таким оценкам, о реализованных кейсах и практиках применения доказательного подхода в том числе и в некоммерческой сфере.
18 академических часов
  • лекционные занятия по основным темам
  • практические занятия с разбором кейсов, методических приемов и техник реализации проектов в рамках доказательного подхода
  • обсуждение исследовательских проектов слушателей
Структура программы

Содержательно программа состоит из трех блоков. Каждый блок предполагает знакомство с лекционным материалом, а также разбор конкретных кейсов и проектов участников, получение каждым участником обратной связи от преподавателей программы

В лекции мы разберем
- почему доказательный подход становится все более популярным в мире и как его реализуют в России
- как это связано с проблемой показателей деятельности в работе государственных органов и помогает ли доказательный подход уйти от них
- с чего начать работу с ним в своем проекте или при исследовании мер госполитики
На практическом занятии обсудим заявленными вами проекты и разберем как можно усилить их использую доказательный подход.
Определение целей и вопросов оценочного исследования. Типовые исследовательские дизайны с использованием качественных методов, сферы их применимости, примеры использования.
Экспертные интервью как метод сбора данных. Типы экспертных интервью и получаемого в ходе их проведения знания (исследовательское, систематизирующее, теоретико-генерирующее, проблемно-ориентированное). Стратегии формирования экспертной панели, отбора и рекрутирования информантов. Этапы проведения экспертного интервью и типы вопросов для гайда. Специфика организации и проведения экспертных интервью в административном контексте. Возможности и ограничения использования метода экспертных интервью в доказательном подходе. Проблемы при проведении интервью и проблемы использования данных, полученных в ходе экспертных интервью в качестве доказательств (достоверность/внешняя валидность, датаизм).
Методология и практика реализации доказательного подхода при принятии управленческих решений, проблема показателей в деятельности госорганов
Оценочное исследование (evaluation research) как один из типов прикладного социального исследования
Экспертные интервью в административном контексте: методологические подходы, ограничения и возможности для оценки программ и проектов
Методология доказательного подхода и практика его применения при принятии управленческих решений
БЛОК 1
Социологические методы для проведения оценочных исследований как новое направление в доказательном подходе. Конструктивистская парадигма — способ ответа на вопросы «что работает, для кого и в каких обстоятельствах». Преимущества качественной методологии для получения информации о процессе и результатах программ и проектов. Иерархия доказательств и специфика доказательств, получаемых с использованием качественных методов. Стратегии оценки качества доказательств, полученных в ходе различных исследований (количественная, качественная, смешанная методология).
Определение целей и вопросов оценочного исследования. Типовые исследовательские дизайны с использованием качественных методов, сферы их применимости, примеры использования.
Экспертные интервью как метод сбора данных. Типы экспертных интервью и получаемого в ходе их проведения знания (исследовательское, систематизирующее, теоретико-генерирующее, проблемно-ориентированное). Стратегии формирования экспертной панели, отбора и рекрутирования информантов. Этапы проведения экспертного интервью и типы вопросов для гайда. Специфика организации и проведения экспертных интервью в административном контексте. Возможности и ограничения использования метода экспертных интервью в доказательном подходе. Проблемы при проведении интервью и проблемы использования данных, полученных в ходе экспертных интервью в качестве доказательств (достоверность/внешняя валидность, датаизм).
Возможности и ограничения качественной методологии в доказательном подходе
Оценочное исследование (evaluation research) как один из типов прикладного социального исследования
Экспертные интервью в административном контексте: методологические подходы, ограничения и возможности для оценки программ и проектов
Качественная методология в использовании доказательного подхода к оценке социальных программ и проектов
БЛОК 2
Доказательный подход к контрольно-надзорной деятельности (КНД) подразумевает управление и оценку деятельности контролирующих органов на основе анализа данных. Чтобы проводить доказательную КНД необходимы навыки работы с данными из разных источников, владение аналитическим инструментарием, позволяющим установить связь между событиями и получить количественное исчисление эффекта, умение интерпретировать результаты количественного исследования и понимание его ограничений.
Отчетных сведений органов власти, как правило, недостаточно для независимой и валидной оценки реализуемых программ, поэтому в лекции мы остановимся на задачах поиска, добычи, обработки и подготовки данных для подобной оценки. Рассмотрим способы проверки целостности данных и поиска аномалий. Обсудим ограничения интерпретации таких данных.
Мы рассмотрим уже разработанные дизайны количественных исследований. Обсудим верные и неверные подходы способы формулировать вопросы, а также интерпретировать результаты оценки. В ходе занятий мы разберем такие случаи, как оценка эффектов национального проекта «Безопасные и качественные дороги», отношение между проверками школ и пищевых отравлений, проверками МЧС и пожарами, и обсудим измерение количества заболевших SARS-CoV-2 в 2020−21 гг.
Внешние источники данных для оценки эффективности государственных органов
Данные в принятии управленческих решений
Методология и практика реализации доказательного подхода в академических исследованиях: случай исследований контрольно-надзорной деятельности
БЛОК 3
Преподаватели
  • Мария Шклярук
    независимый исследователь, канд. экон. наук. 2018–2022 — генеральный директор Центра перспективных управленческих решений
  • Дмитрий Скугаревский
    Ph.D in International Economics (Женевский институт международных исследований и развития), ассоциированный профессор по эмпирико-правовым исследованиям им. С.А. Муромцева Европейского университета в Санкт-Петербурге
  • Жанна Чернова
    профессор факультета социологии ЕУСПб, д-р социол. наук, ведущий эксперт департамента исследований и методологии Счетной палаты РФ
  • Руслан Кучаков
    директор по исследованиям ИПП
Стоимость 15 000 рублей

В стоимость включены: работа преподавателей, учебные материалы по программе, консультации в период обучения, кофе-брейки. В стоимость программы не входит проживание, проезд, личные расходы участников, в т.ч. горячее питание.

Характеристики программы

Срок обучения: 13-14 апреля 2024 (суббота, воскресенье)

Место обучения: Санкт-Петербург, ул. Гагаринская, д. 6/1 (Институт проблем правоприменения при Европейский университет в Санкт-Петербурге)

Форма обучения: очная, 18 академических часов аудиторных занятий

Документ: по итогам обучения выдается документ о повышении квалификации установленного образца о прохождении программы

Поступление: для поступления на программу необходимо написать нам на адрес: mbatygina@eu.spb.ru

Контакты
По всем организационным вопросам, а также с вопросами по программе просим обращаться к административному директору Марии Батыгиной
+7 981 706 19 61; mbatygina@eu.spb.ru

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования
"Европейский университет в Санкт-Петербурге"
Гагаринская ул., д.6/1, литер, А (вход со Шпалерной, дом 1)